Начало » 2006 » Сентябрь » 14 » Компания "GIN Consulting Group" провела анализ рынка торговых центров
Компания "GIN Consulting Group" провела анализ рынка торговых центров
8:56 PM
По экспертным оценкам г.Одесса занимает второе место в Украине по привлекательности для инвестиций в недвижимость. При этом мы находимся на таком этапе развития локального рынка недвижимости, когда рынок "коротких денег", в виде проектов дорогой жилой недвижимости, становится менее рентабельным и более рискованным. В то же время, рынок более "длинных денег", в виде проектов офисной или торговой недвижимости, а так же проектов, связанных с логистическим или рекреационным бизнесом, становится более привлекательным для инвестирования средств. Однако, освоение привлекательных в финансовом плане рынков офисной, логистической, торговой или рекреационной недвижимости требует, в отличие от рынка жилой недвижимости, наличия опытного оператора, под стандарты которого отбираются земельные участки под строительство и создаются подобные проекты. Сегодня в Одессе представлены несколько действующих торговых и торгово-развлекательных центров с различной степенью успешности их реализации и различной специализацией. При этом существует некоторая неразбериха с тем, что декларируемый тип объекта торговой недвижимости нередко не соответствует его реальному содержанию. При том, что в Одессе практически отсутствует такой тип торговой недвижимости, как "торговый молл", не представлены форматы торговых центров в 100 000 м2 и более, наш город занимает второе место в Украине по уровню развития современной торговой недвижимости. При наличии сегодня 7 крупноформатных действующих торговых и торгово-развлекательных центров, в ближайшей перспективе мы ожидаем выход на рынок еще 5, из которых 3 будут представлять формат 100 000 м2 и более. Есть все основания считать, что спрос на современную торговую недвижимость в Одессе, даже с учетом перспективных проектов, будет неудовлетворен еще 5-7 лет. С учетом же развития города, как рекреационного и туристического центра, перспектива развития этого сегмента недвижимости представляется еще более привлекательной. Изучение потребительского поведения уже сегодня говорит о том, что местный менталитет сильно отличается от потребительского поведения в других регионах Украины. В частности, одесситы предпочитают совершать покупки продуктов, например, 3-4 раза в неделю, в то время как в восточных и центральных областях эта частота сводится к 1 разу в неделю. При этом процесс покупки превращается, по сути, в семейное времяпрепровождение. Такой стереотип потребительского поведения говорит о том, что для нашего массового потребителя формат торгового центра более привлекателен и востребован, чем формат обычного супермаркета. Особенностью местного рынка является достаточно развитый слой среднего потребительского сегмента. Его доля в структуре населения составляет в среднем от 12% до 18%. Средняя цена потребительского чека в ТЦ города составляет $19-20, а крупнейшая сеть гипермаркетов "Таврия В" недавно вынуждена была поднять "цену" дисконтной карточки с 500 гр. до 1000 гр., ввиду очень высокой частоты их выдачи. Т.е. кассовые чеки в $100 и выше стали весьма частым явлением! При этом следует иметь ввиду, что ТМ "Таврия В" ориентирована отнюдь не на элитный уровень приобретателей, а именно на тот самый средний потребительский сегмент, о котором говорилось выше. В заключение можно сказать, что рынок современной торговой недвижимости в Одессе сегодня находится на этапе своего формирования, но потенциал этого сегмента в нашем городе оценивается как очень перспективный. Информация, полученная в ходе исследования, позволяет девелоперу определиться с привлечением соответствующего сетевого оператора ритейла. Стандарты привлеченного оператора могут стать основой для отбора необходимой площадки для реализации проекта, и обеспечить проекту наиболее благоприятные условия для выхода на местный рынок, максимально снижая риски противодействия существующей конкуренции.